Пропедевтический курс физики. В чём же заключается его перспективность? Познание, творчество, самовыражение в совокупности с интересами и способностями личности — основные факторы образования и воспитания. Предназначение педагога — наполнять жизнь ребенка духовным содержанием, позволить ему самоутвердиться.
Для развития и формирования высокого уровня мышления наиболее благоприятным является младший школьный возраст. Физическое образование представляет в этом отношении широкие возможности. К 7 классу у ребёнка уже складывается своя, порой неверная картина мира. От учителя требуется немало усилий, чтобы пробудить живой интерес к явлениям окружающего мира. Проблема эта решается при введении ещё более раннего изучения физики. В 7 классе у учащихся падает интерес к науке, как только начинается решение задач. Потому они не успевают насытиться прелестями науки, почувствовать потребность в математических изысканиях. Введение пропедевтического курса решает эту проблему. При изучении физики в 5 — 6 классах учащиеся не решают задачи, а объясняют обычные, часто встречающиеся явления с научной точки зрения. Часто это происходит в увлекательной форме.
Педагогические задачи пропедевтического курса физики
Исходя из образовательно-воспитательных идей — воспитание гармонически развитой личности, способностей к самообразованию, развитие разносторонних творческих способностей, социальной активности личности, необходимо реализовать следующие педагогические задачи:
- На ранних этапах образования сформировать первоначальное представление о физических явлениях, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни.
- Показать через эксперименты и исследовательскую деятельность красоту науки.
- Развитие способностей проводить эксперименты, устанавливать логическую связь, побудить к исследованиям.
- Формирование первых представлений о физических величинах и их измерениях, знакомство с простейшими измерительными приборами.
- Развитие речевой деятельности: умение участвовать в дискуссиях, обосновывать собственной мысли, высказывать гипотезы, защищать изобретения или проект, рассказывать об интересных наблюдениях.
- Побуждение к применению полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Технология опыта введения пропедевтического курса физики
В работе необходимо применять личностно-ориентированный подход. Нужно организовывать занятия в такой форме, чтобы для детей урок был интеллектуальным событием, способствовал формированию нравственно-эстетических основ личности посредством развития стремления к самообразованию, познанию окружающего мира. Для достижения этих целей целесообразно учитывать следующие моменты:
- Не предполагать заучивание материала в форме логически строгих определений.
- Все сведения и представления учащихся должны получать в ходе самостоятельной деятельности, организуемой с помощью учителя.
- С учётом возрастных особенностей задания формируются в живой, увлекательной форме.
- Особое внимание уделяется эксперименту. Нужно предлагать много маленьких экспериментальных заданий для работы в классе и дома. Особенность таких заданий — доступность, так как для опытов не нужно громоздкого оборудования.
- Экспериментальные задания проводятся не столько для проверки законов физики, сколько для «открытия» физических закономерностей.
- Занятия строятся так, что учащиеся не только проводят и объясняют экспериментальные задания, но и решают качественные задачи, принимают участие в игровых ситуациях.
- Часто использовать коллективное обсуждение, в котором допускается столкновение точек зрения. Учитель при этом помогает прояснить точки зрения, сформулировать их, взвесить все «за» и «против».
- Домашние задания предлагать преимущественно творческого характера: изготовление физических приборов, проведение экспериментов, наблюдений, решение полезных в быту практических задач.
- Формы работы — любые, если они обеспечивают свободу и имеют целевую направленность.
Активные формы и методы в пропедевтическом курсе физики
Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как разнообразие технологий проведения урока.
Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность.
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Чтобы он не угас, необходимо сочетать на уроках рациональное и эмоциональное, факты и обобщение, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковые методы. Желательно вовлекать учащихся в различные виды деятельности, использовать дидактические игры.
Формы и методы работы:
- Демонстрации.
- Ученический эксперимент.
- Решение качественных задач.
- Беседы о физике как науке.
- Игровые моменты.
- Постановка и решение проблемных вопросов.
- Использование занимательного материала.
- Изготовление приборов и экспериментальных установок не только учителем, но и самими учениками.
- Составление учащимися тематических тестов и кроссвордов.
- Использование мультимедийных программ (электронные учебники, презентации, видеофильмы, анимации, компьютерные кроссворды и тесты).
Под разнообразием технологий учебных занятий понимается применение различных организационных приемов, которые активизируют школьников. Это происходит путем предоставления им возможности участвовать в различных видах деятельности. В методике таких уроков основным активизирующим моментом следует считать положительный эмоциональный настрой на урок, который возникает у учащихся при переходе на новый вид деятельности. Именно этот настрой может привести к развитию познавательных интересов учащихся.
Методическое разнообразие урока неразрывно связано с его содержанием, целями урока, возрастными особенностями учащихся, личностью самого учителя. Хорошо организованный и дающий хорошие конечные результаты учебный процесс может быть либо искусством, либо глубоко продуманным технологическим процессом.
Пропедевтический курс физики. Практико-ориентированное обучение в 5-6 классах
Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с другими компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка. В разные годы естественнонаучное образование обеспечивалось изучением дисциплин, ядром которого служили: физика, химия и биология.
Система физического образования формировалась в многолетней практике изучения физики в общеобразовательных учебных заведениях России. Усилиями поколений учителей и ученых школьный курс физики вполне соответствовал лучшим мировым стандартам. Он способствовал достижению высокого уровня образованности населения страны и формированию ее интеллектуальной потенциала.
Реализация идеи повышения научного уровня школьного курса физики, безусловно, повысила уровень физического образования. Однако современная организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения учащиеся делали на основе результатов собственной деятельности, а для учебного предмета “физика” — это учебный эксперимент.
В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть»: установить закон, исследовать зависимость, определить важную физическую или математическую величину, обнаружить новое в изученном явлении.
К. Д. Ушинский указывал, что приохотить к учению гораздо важнее, чем приневолить. В этом плане самостоятельные исследования учащихся представляются им как первые научные открытия. Наслаждение самим трудом, процессом его выполнения приводит к сознательному решению поставленной задачи. Вызвав интерес к процессу деятельности, учитель должен увлечь ученика содержанием и способом выполнения работы. В этом умении заключается искусство педагога.
Предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания — познание еще непознанного.
Структурные элементы исследовательской технологии
Можно выделить следующие структурные элементы исследовательской технологии: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, создание теории.
Выделение именно этих основных элементов при организации исследования учащихся связано с особенностями творческого процесса. Этот процесс всегда является циклическим, состоящим из следующих звеньев: исходные факты => гипотеза => следствия => экспериментальная проверка => исходные факты.
В современных условиях общения представляется возможным осуществить исследовательские технологии, используя исследовательский метод. Именно знакомство учащихся с методами исследования природы является важной задачей учителя любого учебного предмета.
Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что и приводит к глубокому и прочному усвоению материала.
При традиционной системе обучения практическая работа учащихся проводится, как правило, с целью закрепления теоретического материала и выполняется в соответствии с предложенной учителем инструкцией. Необходимость активизировать умственную деятельность учащихся и развить их самостоятельность привела к использованию исследовательских технологий там, где практические работы становятся источником новых знаний. Теперь самостоятельная работа учащихся носит не исполнительский, а исследовательский характер.
Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками на проблемный вопрос учителя. Активность учащихся определяется внутренними побудительными силами, причем умственную активность сопровождает эмоциональный настрой, что и приводит к развитию интереса к знаниям.
В конце таких уроков очень важным является обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся. Пусть они выдвигают свои теории, думают и спорят. Естественно, что их ответы будут не всегда правильными. Постоянные сравнения правильных и неправильных понятий приведут к более прочному усвоению знаний. Ученик почувствует себя почти что первооткрывателем, приобретет вкус к науке.
Покажем возможности организации исследования учащихся на уроках с различными дидактическими целями.
Пропедевтический курс физики. Демонстрационный эксперимент
Значение демонстрационного эксперимента
Демонстрационный эксперимент является одной из составляющих учебного физического эксперимента и представляет собой воспроизведение физических явлений учителем на демонстрационном столе с помощью специальных приборов. Он относится к иллюстративным эмпирическим методам обучения. Роль демонстрационного эксперимента в обучении определяется той ролью, которую эксперимент играет в науке как источник знаний и критерий их истинности.
Значение демонстрационного физического эксперимента заключается в том, что:
- учащиеся знакомятся с экспериментальным методом познания в физике и с ролью эксперимента в физических исследованиях (в итоге у них формируется научное мировоззрение);
- у учащихся формируются некоторые экспериментальные умения: наблюдать явления, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент, анализировать результаты, устанавливать зависимости между величинами и делать выводы и т.п.
Демонстрационный эксперимент является средством наглядности и способствует организации восприятия учащимися учебного материала, его пониманию и запоминанию От так же позволяет осуществить политехническое обучение учащихся и способствует повышению интереса к изучению физике и созданию мотивации учения.