Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии в средней школе применяются как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.
Цели и задачи применения информационных технологий
Цель:
повышение качества школьного образования
Учащиеся:
применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе школы может усилить потребности учащихся в получении образования, поскольку создаются условия для:
- максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей;
- широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки;
- удовлетворения образовательных потребностей в углубленном изучении предмета;
- раскрытия творческого потенциала учащихся: участие в конкурсах, олимпиадах;
- активного самостоятельного освоения знаниями.
Учитель:
- использует электронные и информационные ресурсы в качестве учебно-методического сопровождения;
- применяет различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку;
- непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний);
- для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала.
Направления применения информационных технологий на уроках физики можно разделить на несколько блоков:
- создание мультимедийных сценариев уроков или фрагментов уроков;
- использование компьютерных датчиков для демонстрационных опытов;
- применение компьютерных тренажеров для организации контроля знаний;
- использование компьютера для подготовки к ЕГЭ;
- использование компьютера во внеурочной деятельности.
Использование анимированных презентаций
Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office . Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.
- Cлайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися при записи материала. Для уменьшения текста можно предложить убрать вводные слова и оставить короткие тезисы;
- наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче для включения ассоциативной зрительной памяти;
- таблицы с цифровыми данными плохо воспринимаются со слайдов, в этом случае цифровой материал по возможности лучше представить в виде графиков и диаграмм;
- анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д.;
- стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение очень хорошо воспринимается учащимися в презентации; — ядовито зеленый цвет заливки, на котором написан текст, отвлекает от самого текста.
- Плохо смотрятся темные фоны и фоны, содержащие активный рисунок;
- звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она создает излишний шум и мешает объяснению преподавателя. Исключением являются видеофрагменты, которые преподаватель не предполагает комментировать во время просмотра.
Таким образом, компьютерные презентации – один из приемов, позволяющих сделать учебный материал ярким и убедительным, но использовать данный прием можно далеко не для каждой темы и не на каждом занятии.
Плюсы презентаций
- Урок становится наглядным, информация, воспроизведенная на слайдах, воспринимается быстро и легко, повышается качество обучения.
- Презентации демонстрируются самим учителем непосредственно в кабинете физики, с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру.
- Изображение проецируется на большой настенный экран.
- По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.
- Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).
- Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление.
Использование компьютерных датчиков для демонстрационных опытов
В учебном процессе использую компьютерную лабораторию L- Микро.
Цель эксперимента: продемонстрировать явление дисперсии на примере разложения естественного света в спектр, при прохождении его через призму.
В качестве источника белого света используется графопроектор. Луч света диафрагмируется и пропускается через призму из стекла флинт. Демонстрируя спектр излучения лампы накаливания можно показать спектр пропускания красного светофильтра и раствора перманганата калия.
Компьютерные датчики этой лаборатории позволяют регистрировать параметры опыта, которые через специальный интерфейсный блок передаются на компьютер.
Применение компьютерного тренажера для текущего контроля знаний
Одно из основных направлений деятельности учителя физики — научить детей решать задачи. Эффективным помощником в этой работе могут оказаться компьютерные тренажеры, снабженные лаконичным и удобным справочным материалом и предлагающие ученикам большое количество разнообразных задач, отвечающих требованиям школьной программы.
Тренажер Живая Физика
Компьютерная проектная среда, ориентированная на изучение движения в гравитационном, электростатическом, магнитном или в любых других полях, а также движения, вызванного всевозможными видами взаимодействия объектов. Работа программы основана на численном интегрировании уравнений движения.
Тренажер Открытая физика I, Открытая физика II
Содержит сборник компьютерных экспериментов по всем разделам школьного курса физики. Для каждого эксперимента представлены компьютерная анимация, графики, численные результаты, пояснение физики наблюдаемого явления, видеозаписи лабораторных экспериментов, вопросы и задачи.
Тренажер «Активная физика»
Ориентирован на выработку навыка решения типовых задач школьного курса физики, прохождение материала построено на многократном повторении пройденного на качественно новом уровне. Все задания объединены в разделы, каждый раздел состоит из нескольких обучающих сценариев. Сценарий представляет собой блок из 7-11 последовательно усложняющихся задач, причем каждая из задач представлена в 4-х вариантах, отличающихся значениями исходных данных. Последовательное прохождение сценариев призвано отработать навык решения типовых задач многих разделов физики, изучаемых в школе.
Приступая к работе с тренажером, ученик регистрируется под своей фамилией в списке своего класса. Оценки за каждое прохождение сценария записываются напротив его фамилии в специальный файл (электронный журнал оценок). Решая задачи, объединенные данным сценарием, он может использовать программу в различных режимах. В режиме «Знакомство» перед решением очередной задачи на экран выводится необходимый справочный материал по данной теме, показывается пример решения задачи. Затем предлагается самостоятельно решить эту задачу с другими начальными данными. После выполнения задания на экран выводится информация о том, правильным или ошибочным было решение. В режимах «Тренировка» и «Закрепление» справочный материал выводится на экран только в случае ошибки. В режимах «Зачет» и «Экзамен» ученик получает информацию о правильности решения только в виде итоговой оценки за весь блок задач. Именно в режиме «Экзамен» мы проводим уроки физики с применением данного тренажера. Выставленная компьютером оценка заносится в журнал класса.